Форма входа

Точное время

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 06.05.2024, 19:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории и права Абашиной Людмилы Валентиновны
Главная | Регистрация | Вход
Материалы обучающимся


Решение проблемных исторических и социальных ситуаций с использованием кейс-технологии.

Кейс №1 (История Древнего мира). Сюжет:

В VI веке до н.э. неравенство между богатыми и бедными привело к восстанию демоса. Смута продолжалась долго, ни одна сторона не могла одержать верх. Архонтом избрали Солона, его уважали и знать, и демос, ему было поручено примирить и тех, и других. «Богатые знали его как человека зажиточного, бедные – как честного». Он отменил долговое рабство, а высшим органом власти, выражающим волю народа, стало Народное собрание. Им был учреждён выборный Народный суд (раньше судила только знать, а теперь любой гражданин мог стать судьёй).

Проблемная ситуация: Поверьте, ему было нелегко… Все, все были недовольны! Одни корили его тем, что он забыл о своём происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что он очистил их поля. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя. Но те же люди добавляли, что он остановился на полпути, не доведя дело до конца. И вообще, лучше бы ему писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упрёки были справедливы, но кто осмелится сказать, что он напрасно прожил жизнь! (Г.И. Годер).

Проблема: Почему Солон в своих делах не угодил никому и навлёк на себя ненависть большинства афинян?

Гипотетическое решение: Солон не угодил никому, ведь богатых он озлобил, потому что отменил долги и лишил их даровых рабочих рук, а бедным не угодил тем, что не произвёл передела земли, на который они надеялись. Солон понимал, что знать не отдаст земли и снова начнётся кровавая вооружённая борьба, поэтому он отказался наделить бедняков землёй, чем, естественно, вызвал их недовольство. Чувствуя неприязнь афинян, он уехал за границу, но его законы заложили основы демократии (власть народа) в Афинах. Значит, он свою жизнь прожил не напрасно.

Ключевые понятия: демос, знать, демократия, долговое рабство, законы, архонт, Народное собрание, граждане, Народный суд, 594 год до н.э.

 

Кейс №2 (Демографическая политика).

Ключевые слова: Федеральный округ, сельское население, миграция, район нового освоения, естественный и миграционный прирост населения.

Сюжет: В Нечернозёмной зоне России, в Псковской области, за период с 1959 по 2012 г. население уменьшилось с 953 тыс. до 667 тыс. человек. За этот же период сельское население (в результате миграции) сократилось с 695 тыс. до 199 тыс. человек, т.е. более чем наполовину. Количество молодых людей среди сельского населения уменьшилось в 5 раз! Во многих сёлах основное население составляют пожилые люди, преобладают женщины, многие сёла обезлюдели или совсем исчезли. Противоположные процессы характерны для районов нового освоения, где численность населения быстро увеличивалась. Например, в Западной Сибири (в районах добычи нефти и газа) в Ханты-Мансийском автономном округе население выросло со 124 тыс. человек в 1959 до 1.5 млн. в 2012 г. Резко возросла рождаемость, высок естественный прирост населения.

Проблема: Почему в Нечернозёмной зоне России (на примере Псковской области) за указанный период наблюдалась миграционная убыль населения, а в районах нового освоения наоборот – миграционный прирост населения?

Гипотетические ответы: В Нечернозёмной зоне России – миграционная убыль населения, а в районах нового освоения – миграционный прирост.

Проверка гипотез: В Нечернозёмной зоне: сокращение сельского населения почти наполовину, уменьшение количества молодых людей, преобладание пожилых людей и женщин, а в районах нового освоения – противоположные процессы: возросла рождаемость, высок естественный прирост.

Письменное решение кейса: Численность населения в разных Федеральных округах России разная. В освоении новых районов России участвует больше молодых людей, они наиболее репродуктивны, следовательно, больше трудоспособного населения. Там добываются ценные полезные ископаемые: нефть, газ, поэтому эти районы наиболее экономически благополучны, материальный фактор – лучше развит, а Нечерноземье – это Центральный Федеральный округ, где наблюдаются противоположные процессы.

Источники: География России. В.П. Дронов, В.Я. Ром (9 класс).

 

Факультативный курс по истории.

Содержание факультативного курса.

 

№ п/п

Этап работы

Временной период

Форма работы

1

Введение в предмет. Распределение на секции индивидуальной и групповой работы

Сентябрь текущего уч.г.

Семинарские занятия

2

Выбор методов научного исследования

Начало октября текущего уч.г.

Работа по секциям

3

Накопление информации в ходе работы с источниками

Октябрь текущего уч.г.

Работа с учебной литературой и компьютерными технологиями

4

Подготовка к написанию работы

Ноябрь текущего уч.г.

Творческая мастерская

5

Создание готового продукта – исследовательской или творческой работы

Декабрь текущего уч.г.

Индивидуальные консультации и руководство научными исследованиями

6

Обучение публичной защите учебных проектов

Январь текущего уч.г.

Семинарские занятия

7

Анализ проектов и доработка выявленных недочётов

Февраль-март текущего уч.г.

Работа по секциям

8

Внутрифакультативная демонстрация опыта учащихся

Апрель текущего уч.г.

Итоговая презентация учебных проектов

9

Подведение итогов работы

Май текущего уч.г.

Круглые столы

 

Ключевые формы работы:

1. Круглые столы

2. Творческие мастерские

3. Презентации работ

 

Обучающиеся должны:

Знать:

– методы научного исследования

– научные термины

– виды научных источников и формы работы с ними

Уметь:

– разыскивать необходимую литературу

– применять схему исследования при написании проекта

– равильно оформлять и защищать свои работы

 

В ходе освоения курса школьниками должны быть достигнуты личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты:

1. Сформированность потребностей к самостоятельной поисковой деятельности

2. Умение обсуждать и анализировать собственную деятельность  с позиции поисково-творческих задач

Метапредметные результаты:

1. Умение сравнивать,анализировать,делать собственные выводы

2. Использование средств информационных технологий для решения  учебно-исследовательских задач

3. Сформированность потребностей школьников в формированиии исследовательской, творческой и познавательной деятельности

 

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. В ходе изучения курса предусматривается создание и защита проектной работы. Исследовательская деятельность способствует освоению задач развивающего образования в рамках ФГОС, развивает личность школьника, способствует обогащению социального опыта, поышает знания, развивает навыки самостоятельной работы.

Факультатив осуществляется на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы №29» г. Чебоксары.

 

Технические средства обучения:

1. Стационарный компьютер (при необходимости используются дополнительные возможности компьютерного класса)

2. Мультимедийный проектор и экран

3. Стенд кратких описаний работ школьников

4. Дидактический раздаточный материал (проекты детей)

5. Учебная литература (книги, словари, справочники)

 

 


Людмила Абашина © 2024