ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
под руководством учителя истории Абашиной Л.В.
Пояснительная записка
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности.
Создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.
Главная идея программы работы с одарёнными детьми – создание современной образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности.
Цель: апробация системы работы с одарёнными обучающимися.
Задачи:
1. диагностика склонностей обучающихся;
2. создание материалов для различных проявлений работы с обучающимися, включая викторины, праздники, конкурсы, конференции, фестивали и т.д.;
3. систематизация мероприятий по работе с одарёнными детьми.
В своей работе я использую следующие формы работы с одарёнными детьми:
1. участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях муниципального, республиканского, всероссийского и международного уровней;
2. проведение в рамках факультативной работы олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества на базе школы;
3. внедрение в обучение собственных элективных курсов;
4. проектная и исследовательская деятельность;
5. подготовка материалов для публикаций совместно с обучающимися.
I. Стратегия работы с одаренными детьми:
1 этап: аналитический – выявление одарённых детей из числа учащихся школы, а также их разделение на группы по склонностям к тем или иным видам деятельности.
2 этап: диагностический – оценка индивидуальных и коллективных познавательных, творческих возможностей и способностей детей через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
3 этап: формирование, углубление и развитие способностей обучающихся – создание условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства, а также систематизация мероприятий по работе с одарёнными детьми.
4 этап: показательный – представление результатов проектной и исследовательской деятельности посредством выступлений на различных мероприятиях и публикациями научных и творческих изысканий учащихся.
5 этап: обобщающе-аналитический – подведение итогов работы и создание комплексного портфолио одарённых детей.
II. Педагогические технологии, используемые во внеурочной деятельности:
1. Технология проблемного обучения.
Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:
– осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;
– формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;
– доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;
– общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.
Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.
Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.
2. Элективные курсы.
Элективные курсы – система учебных занятий, содержание которых позволяет обучающимся выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний.
Основу содержания элективного курса составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения, требуют активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным источником информации.
Наиболее актуальны элективные курсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. Основная часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Изучение элективного курса представляет собой проект и подготовку творческой работы.
3. Технология проектного обучения.
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.
Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д. Важно, что проектное обучение, по своей сути, является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, даёт возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
Обобщение результатов работы школы по всем вышеперечисленным технологиям происходит на общих собраниях трудового коллектива.
III. Используемая практическая система работы:
Я работаю по проблеме «Развитие способностей одарённых детей в условиях общеобразовательной школы». Наиболее популярной формой деятельности среди обучающихся является подготовка собственных научно-исследовательских работ, первым этапом обобщения которых среди сверстников является выступление на школьной НПК «Шаг в науку». Ежегодно в рамках конференции мной организуется работа персональной секции по социо-гуманитарным дисциплинам, в рамках которой воспитанники факультатива подготавливают выступления с учебными проектами.
Проекты, которые находят одобрение конкурсной комиссии, состоящей из числа педагогов школы и приглашённых специалистов, выдвигаются для дальнейшего участия в НПК и научно-исследовательских конкурсах очного типа («Открытия юных», «Excelsior», «Фестиваль творчества» и т.д.). Проекты, признанные нуждающимися в доработке, проходят повторный анализ и в изменённом виде представляются на факультативных занятиях. Формой поощрения наиболее качественных проектов являются дипломы и грамоты различных уровней. Все учащиеся, очно защитившие свои разработки, получают соответствующие сертификаты.
В рамках факультативных занятий также произвожу подготовку всех желающих обучающихся к различным творческим конкурсам и предметным олимпиадам. С помощью собственных методик осуществляю развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Ежегодно воспитанники факультатива представляют школу на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию. Призёры муниципального этапа в 9-11 классах продолжают участие уже на региональном уровне. Рост числа призёров ВОШ служит показателем позитивных результатов работы Программы.
IV. Персональные достижения учащихся:
Бутырнов Кирилл является воспитанником факультатива, начиная с 6 класса. В рамках Программы начал заниматься научно-исследовательской деятельностью под моим руководством. За три первых года осуществления деятельности достиг успехов на конференциях и конкурсах различных уровней, от школьного до всероссийского.
В 2015 году – III место на XXX городской научно-практической конференции "Открытия юных" в секции "История моей семьи".
В 2017 году – I место на XV открытой муниципальной научно-практической конференции "Достижени-Я" в секции "Отечество" (Приказ №0-39 от 26.01.17).
Также: II место на XXXII городской научно-практической конференции "Открытия юных" в секции "История моей семьи" (Приказ № 121 от 06.03.2017).
Также: Лауреат республиканской конференции–фестиваля творчества обучающихся "EXCELSIOR-2017" в секции "История моей семьи" (в номинации "За научный подход").
Также: III место в республиканском этапе Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия – XX век" (Приказ № 103-ОД ОТ 18.11.2016).
Также: Лауреат 8 Международного конкурса работ "Семейная история" г. Тольяти Общественного движения "Сообщество молодых учёных" (19.05.2017).
Также: Лауреат заключительного этапа Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век» (Поощрительная грамота).
В 2018 году: призёр городского конкурса сочинений и исследовательских работ "Герои моей семьи" (Приказ №95 от 13.02.2018). Работа вошла в печатный сборник "Правнуки о войне (2 часть)".
Также: Республиканская военно-патриотическая акция «Истории о Великой Отечественной войне из семейных архивов» (апрель 2018 г.). Бутырнов Кирилл (9 кл.) принимал участие в проведении акции, также представил свою работу «Великая Отечественная война в жизни моей семьи».
Также: Победитель Республиканского этапа Всероссийских краеведческих чтений юных краеведов.
Трофимова Анастасия являлась воспитанником факультатива, начиная с 5 класса. В рамках Программы под моим руководством развивала свою творческую деятельность, а также проводила научные исследования. Добилась высоких результатов во внеурочной деятельности, что отразилось и на уровне её освоения школьных предметов – повысился уровень качества знаний. Занимается гражданско-патриотической деятельностью, является членом поискового отряда «Гвардеец», за деятельность в составе которого была награждена поездкой в Артек, на слёт поисковых отрядов в мае 2018 г. Конкретные показатели успешной проектно-творческой работы:
В 2017-2018 учебном году:
1. Трофимова Анастасия (8 кл.) – II место в Республиканском творческом конкурсе "Литературная карта Чувашии" (Приказ №111-ОД от 15.11.2017 г.).
2. Трофимова Анастасия, Порфирьева Мария (8 кл.) – лауреаты XXXII городской научно-практической конференции "Открытия юных" в секции "Педагогика" (диплом в специальной номинации "Пропаганда педагогического наследия") (Приказ №123 от 03.03.2018).
3. Диплом за сохранение и бережное развитие традиций народов России – Трофимова Анастасия (8 кл.). Также является лауреатом III степени Всероссийского конкурса творческих работ обучающихся образовательных учреждений «Белые журавлята России» (Москва, 2017).
4. Призёр Всероссийского конкурса «Поиск. Находки. Открытия». Награждена поездкой во Всероссийский лагерь «Орленок».
В 2018 -2019 учебном году:
1. I место на Республиканском этапе Всероссийских краеведческих чтений юных краеведов.
2. Всероссийский конкурс «Наша история» имеет не только образовательную основу, но он также направлен на развитие творческих талантов молодежи. В финале конкурса 7 мая 2019 года приняла участие и стала дипломантом конкурса обучающаяся Трофимова Анастасия. Награждена путёвкой в военно-исторический лагерь «Океан» в профильную смену в г. Владивосток.
Организатор Конкурса – Фонд поддержки образовательных проектов «Стратегия будущего» при содействии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.